10. Аэропортовая деятельность

Аэропо́рт — комплекс сооружений, предназначенный для приёма, отправки, базирования воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродромаэровокзал, один или несколько грузовых терминалов и другие наземные сооружения и необходимое оборудование. 
Цели управления маркетингом аэропорта могут быть отнесены к двум основным категориям - стабилизации и развития. Многообразие аспектов развития аэропортов обусловливает сложность целевой ориентации и ее содержание. Генеральная цель развития и функционирования аэропорта, в принципе, заключается в полном, своевременном и качественном удовлетворении потребностей различных групп пользователей в услугах по обеспечению авиатранспортного процесса. Наиболее прогрессивным направлением в стратегии развития аэропортов является  формирование сетевых моделей бизнеса: узловые аэропорты (хабы), альянсы, коммерческие соглашения.


ТИПЫ АЭРОПОРТОВ:


Узловой аэропорт - это любой аэропорт, который имеет большое количество прибывающих и убывающих пассажиров и высокий процент стыковочных реисов (по сравнению с периферийно расположенными аэропортами). При этом авиаперевозчики, эксплуатирующие узловой аэропорт,координируют расписание рейсов с целью достижения наиболее удобных стыковок для трансферта 

Неузловои аэропорт - это аэропорт, не обеспечивающии обслуживание трансфертных пассажиров, багажа и грузов и не имеющии большого количества стыковочных реисов.
Узловые аэропорты подразделяются на:

1. Международные узловые аэропорты - международные аэропорты, обеспечивающие концентрацию и распределение основных международных пассажиров и грузопотоков страны, стыковки международных реисов. Международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Россииской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля. 
2.Внутрироссийские узловые аэропорты - аэропорты, которые обеспечивают концентрацию и распределение пассажиров и грузопотоков внутри регионов и между регионами страны, дальнейшее перенаправление этих потоков в международные узловые аэропорты.
3. Группа международных узловых аэропортов включает аэропорты, имеющие значительный пассажиропоток и развитую сеть международных воздушных линии, которая позволяет производить стыковку рейсов из региональных аэропортов (в том числе внутрироссийских узловых) на международные средние и дальние магистральные воздушные линии.
4. Хаб (от англ. Hub and poke) - это крупный узловои аэропорт характеризующийся большой долей обслуживаемых трансфертных пассажиров и (или) грузов и почты, широкой сетью маршрутов и наличием крупного базового авиаперевозчика или альянсом авиаперевозчиков.

Хаб — «песочные часы» характеризуется типичным пассажиропотоком с севера на юг, который утром концентрируется в хабе для распределения между пунктами назначения на юге.
Эта модель характерна для чартерных рейсов, например в Пальма-де-Майорка (Palma de Mallorca), где принимаются пассажиры со всех регионов Германии, а затем Air Berlin распределяет их по конечным пунктам назначения на отдых в Испании. Вечером пассажирский поток возвращается с юга на север, снова со стыковочными рейсами через хаб.
Хаб зоны покрытия, также именуемый хабом прилегающих территорий, собирает пассажиров в своей расширенной зоне покрытия (выделено цветом) и распределяет их по конечным пунктам назначения за пределами этой зоны.

В зависимости от установленного статуса аэропорты делятся на аэропорты федерального, регионального (республиканского) значения и аэропорты местных воздушных линии.

1. Аэропорты федерального назначения – особо значимые аэропорты, в состав которых входят международные и внутрироссийские узловые аэропорты, социально и экономически значимые аэропорты национальной опорной аэродромной сети. В аэропортах федерального значения расположены аэродромы федерального значения. К аэропортам федерального значения относятся аэропорты, составляющие главные узловые элементы национальной авиатранспортной системы Россииской Федерации, обеспечивающие стабильное функционирование наиболее значимых межрегиональных (магистральных) и международных авиасвязей Россииской Федерации. В состав аэропортов федерального значения включаются, как правило, аэропорты, годовой объем пассажирских перевозок через которые составляет не менее 500 тыс. человек, имеющие взлетно-посадочную полосу с искусственным покрытием и комплекс радионавигационного и светосигнального оборудования, позволяющий осуществлять полеты воздушных судов 1 и 2 класса, или отнесенные к федеральным с учетом их социально-политического значения в системе государственного устройства Россиискои Федерации. 
Аэропорты федерального значения образуют опорную сеть аэропортов и обеспечивают потребности всех регионов страны и основные транспортные авиационные связи со странами ближнего и дальнего зарубежья. На долю этих аэропортов приходится более 80% всего объема авиаперевозок России на внутренних авиалиниях и 95% на международных.
Аэродромы федерального значения сохраняются в федеральной собственности. Аэродромы федерального значения находятся в узловых аэропортах и иных аэропортах, имеющих важное социально-экономическое значение.
Перечень таких аэродромов утверждается Правительством Россиискои Федерации.
Аэропорты, необходимые для обеспечения связности национальной опорной аэропортовой сети - это аэропорты, которые, в дополнение к аэропортам федерального значения, обеспечивают единство и неразрывность авиационных связей на территории Россииской Федерации, позволяют осуществлять наиболее прямые маршруты при перелетах с севера на юг, с запада на восток, с юго-запада на северо-восток и с северо-запада на юго- восток страны, при максимальном охвате территории страны.
Социально и экономически значимые аэропорты национальной опорной аэропортовой сети - аэропорты, расположенные в городах с большим количеством проживающего населения, а также аэропорты, с большим пассажирообменом, расположенные в основных городах-курортах и центрах федеральных округов Россииской Федерации.
Аэропорты регионального и местного значения - аэропорты, в основном обслуживающие межрегиональные и местные воздушные линии (авиаперевозки между соседними регионами и внутри одного региона); в данных аэропортах расположены аэродромы регионального и местного значения.
К аэропортам регионального значении (республиканского - в случае, если соответствующий аэропорт расположен в столице республики в составе Россииской Федерации) относятся не являющиеся федеральными аэропорты, расположенные в административных центрах регионов и территориально- производственных комплексов, основной объем работ которых составляют межрегиональные магистральные авиаперевозки.
К аэропортам местных воздушных линии относятся аэропорты, в которых основной объем работ составляют внутрирегиональные авиатранспортные перевозки, а также полеты по применению авиации в народном хозяйстве.
Пассажирские аэропорты предназначены главным образом для перевозки пассажиров, а грузовые - для перевозки грузов и почты. В большинстве случаев в современных аэропортах совмещается работа по обеспечению пассажирских и грузовых перевозок. Доля того или иного вида перевозок зависит от целого ряда факторов, среди которых можно выделить возможность обеспечения доставки пассажиров и грузов другими видами транспорта - железнодорожным, автомобильным или водным. В отдельных случаях воздушный транспорт является единственным видом транспорта, обеспечивающим связь с отдаленными и труднодоступными раионами. К базовым относятся аэропорты, в которых базируются воздушные суда однои или нескольких авиакомпании.
К запасным относится аэропорты для эпизодического обслуживания самолетов того или иного типа. К конечным относятся аэропорты, расположенные на одном из концов воздушнои линии, а к промежуточным на промежуточном участке воздушнои линии. При этом следует отметить, что один и тот же аэропорт может быть конечным для одних воздушных линии и промежуточным для других.
Аэропорт - стратегически и социально значимыи объект, составная часть мирового воздушного транспорта. 25 крупнеиших аэропортов мира выполняют до 30% всех регулярных и нерегулярных пассажирских перевозок. Всего в мире более 1000 аэропортов, выполняющих международные перевозки, или 7% от общего количества гражданских аэропортов, 40 %международных аэропортов расположены в Европе.


В аэропортах осуществляется авиационная и неавиационная деятельность. Специальные требования к видам авиационной деятельности, связанные с обеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности, регламентируются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации и устанавливаются федеральными авиационными правилами. Неавиационная деятельность всех видов на территории аэропорта осуществляется на основании договоров, заключаемых юридическими и физическими лицами с главным оператором аэропорта.


"...авиационная деятельность - организационная, производственная, научная и иная деятельность физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, удовлетворение нужд экономики и населения в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах, в том числе на создание и использование аэродромной сети и аэропортов, и решение других задач;..."
Аэропортовый сбор — платёж, взимаемый с пассажира, на имя которого выписан (забронирован) билет. Данный платёж распределяется в актив аэропорта, который обслуживает воздушное судно перед вылетом, а также по прилёту. Для обозначения понятия «аэропортовый сбор» в разных авиакомпаниях применяется различная терминология, например: «такса», «сбор» и т.д. Сумма сбора отражается в билете при бронировании. Авиакомпании самостоятельно регулируют величину аэропортового сбора в большую или меньшую сторону в зависимости от сезона, направления и договорных отношений с аэропорт. На конференции ИКАО по аэропортовым сборам в 1956 г. Был выработан генеральный принцип, записанный в документе № 7806-С/899, в котором отличается, что сборы должны соотноситься как с аэропортовыми расходами, так и с возможностью авиакомпаний, пользующихся аэропортами, уплатить их. Основной целью взимания аэропортовых сборов можно считать стремление аэропортов покрыть свои расходы по содержанию средств обслуживания. 



При регулировании тарифов могут ставиться следующие основные задачи:
1. контроль общего уровня тарифов для недопущения развития инфляции;
2. ограничение тарифов сверху с целью обеспечения доступности услуг для большинства потенциальных потребителей;
3. ограничение тарифов снизу для недопущения демпинга;
4. обеспечение ценовой прозрачности рынка (введение принципа объявленного тарифа);
5. обеспечение разумной стабильности тарифов (недопущение изменения тарифа в течение определенного времени).
Гражданская авиация, являясь транспортом общего пользования, практически недоступна для широкого круга пользователей (услугами авиации пользуется не более 20% населения РФ, 80% трафика из Москвы).

Аэропортовые сборы взимаются аэропортовыми властями в обязательном порядке и включают в себя:
1) сбор за взлет-посадку(за предостовление взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, за светотехническое обеспечение). Ставка сбора устанавливается на тонну максимально взлётной массы.
2)сбор за обеспечение авиационной безопасности(за осущ пропускного режима, охрану территории аэропорта, включая ВС на стоянках, досмотр членов экипажей, пассажиров, багажа, грузов) Ставка сбора устанавливается на тонну максимально взлётной массы.
3)сбор за сверхнормативную стоянку (сбор начисляется по истечении 3 часов после стоянки ВС). За стоянку грузовых ВС сбор начисляется через 6 часов после посадки. Ставка сбора устанавливается на каждый час сверхнормативной стоянки в размере 10 % к сбору за взлет-посадку.

Тарифы за коммерческое обслуживание пассажиров:
1) Тариф за обслуживание пассажиров. устанавливается за услуги регистрации и посадке на самолет убывающих пассажиров. Тариф устанавливается на одного пассажира отдельно для внутренних и международных перевозок
2)сбор за пользование аэровокзалом. Сбор взимается за каждого прибывающего,убывающего или транзитного пассажира
3)сбор за обработку грузов. Тариф устанавливается на 1 кг груза отдельно для внутренних и международных перевозок. Тарифы за техническое обслуживание воздушного судна. Тариф за дополнительное обслуживание воздушного судна:за предоставление трапа, тариф за доставку пассажиров,за доставку борт питания,за заправку петьевой воды,за обслуживание санузлов.-за внутренную уборку,тарифы на авиа ГСМ,

Аэрнавигационные сборы и метеообеспечение: сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома.Ставка устанавливается на тонну максимально взлетной массы.за аэронавигационное обслуживание по трассе,сбор за метеообеспечение.
Источник: http://aviacenter.org/ 

Нормативные документы, (в типографском варианте их можно взять на экзамены) ссылки:
Приказ ФАС РФ от 11.10.1996 N 71 (с дополнениями)

Неавиационная деятельность  аэропортов – это деятельность по развитию наземных услуг, предоставляемых пассажирам на территории аэропортов. С одной стороны, она способствует максимизации прибыли аэропорта, с другой стороны, развитая коммерческая инфраструктура повышает качество аэропорта и уровень удовлетворенности пассажиров. Бывают арендаторы коммерческих и офисных помещений. В каждом конкретном случае распределение объектов коммерческой инфраструктуры зависит от сочетания различных факторов, из которых наиболее значимыми являются: 1.Величина пассажиропотока; 2.Структура пассажиропотока (по направлению – внутренние / международные рейсы, по профилю пассажиров – бизнес/туризм  и пр.); 3.Основной маршрут движения пассажиров по аэропорту; 4.Конструктивные характеристики аэропорта (возможность размещения коммерческой инфраструктуры в стерильной зоне). 

Успешность коммерческой концепции аэропорта зависит от следующих условий:
1. Достаточность площадей в аэропорту. Если площадей не хватает, источника максимизациии доходов просто не будет;
2. Технологичность процессов обслуживания пассажиров (процессы досмотра, регистрации, выхода на посадку, обработки багажа). Это для пассажира первично, ведь он приезжает в аэропорт улететь (в первую очередь);
3. Мастер-планирование на основе правильных расчетов арендопригодных площадей и их распределения под разные категории точек. Также необходимо учитывать соотношение между вылетающими пассажирами из терминала внутренних и международных вылетов, ограничения законодательства (в части разрешенных в аэропортах видов деятельности) и норм пожарной безопасности (в зданиях аэропорта они повышены);
4. Наличие данных о портрете пассажиров и их потребностях (через опросы, наблюдения, статистику авиакомпаний, статистику посетителей сайта аэропорта, статистику данных по жителям региона, где расположен аэропорт);

5. Сотрудничество с эффективными партнерами (операторы общепита, Duty Free, торговых точек, рекламного пространства), выбранными на основе конкурса, соблюдающими условия «прозрачности» контрактов, имеющими достаточный опыт работы в аэропортах или других транспортных узлах;

В зависимости от конструктивных характеристик аэропортов можно выделить 3 основные модели зонирования пассажиропотока внутри аэропорта:
·  зона вылета и прибытия располагается в разных терминалах ;   
·  зона вылета и прилета размещены на разных этажах ;
·  зона вылета и прилета размещены в разных частях терминала.
Анализ наиболее крупных и качественных аэропортов показал, что самой распространенной является вторая модель, так как она позволяет наиболее эффективно развести пассажиропоток и выстроить четкую логистику аэропорта.


При управлении неавиационной деятельностью компании стоит анализировать следующие наиболее важные показатели:

· Процент улавливания (penetration rate): доля всех пассажиров, осуществляющих покупки в той или иной категории торговых точек. В зависимости от товарной категории и местоположения торговой точки % улавливания может составлять от 1 до 50%. На изменение этого показателя могут влиять: размер среднего чека, локация точки, конкурентная среда, среднее время нахождения пассажира в конкретной зоне аэропорта.
· Выручка на пассажира (revenue per PAX): сумма выручки оператора торговой точки в пересчете на каждого пассажира. Увеличение показателя может быть индикатором как простого повышения цен в торговой точке, так и повышения уровня сервиса или скорости обслуживания.
· Доход на пассажира (income per PAX): сумма дохода аэропорта (арендной платы, получаемой от оператора торговой точки), в пересчете на каждого пассажира. Именно этот показатель отражает эффективность оператора для аэропорта. Аэропорт, в свою очередь, может влиять на этот показатель через правильный подбор арендаторов и их локацию, через предоставление возможности ранней регистрации на рейс (увеличение времени пребывания пассажира в аэропорту).


Роялти — вид лицензионного вознаграждения, периодическая компенсация, как правило денежная, за использование патентовавторских правфраншиз, природных ресурсов и других видов собственности, при производстве которых как раз и использовались данные патенты, авторские права и др. Может выплачиваться в виде процента от стоимости проданных товаров и услуг, процента от прибыли или дохода. А также может быть в виде фиксированной выплаты, в таком виде имеет некоторые сходства с арендной платой.
В отличие от комиссии или платы роялти не является одноразовым бонусом.
Три вида роялти:

  1. процент с оборота, при котором франчайзи платит франчайзеру процент от объёма продаж. Процент с оборота платится по результатам работы предприятия за определённый период времени.
  1. процент с маржи (маржа — величина, выражающая разницу между двумя определёнными показателями) интересен франчайзи, в магазине которого установлен разный уровень наценки товаров, только в том случае когда он чётко контролирует ценовую политику оптовых и розничных продаж.
  1. фиксированный роялти — регулярный платёж, который привязан к договору и имеет фиксированный процент от продаж. Эта сумма привязана к стоимости услуг франчайзера, числу предприятий, площади строения, числу обслуживаемых клиентов.


Паушальный платёж — единовременный платёж, при котором не производится распределение платежей между отдельными наименованиями товаров и услуг. Размер паушальных платежей твёрдый, не зависит от других условий договора и экономических результатов. Понятие часто применяется в экономике авторского права и во франчайзинге в противоположность роялти.



Аэродром (а/д) – участок земли или поверхность воды с расположенными на нем сооружениями для взлета, посадки, стоянки и рулежки ВС.


Запасной а/д - а/д куда может следовать ВС, если не может приземлиться в конечном а/д маршрута.


Запасной а/д при взлете - а/д куда может следовать ВС, если возникает нештатная ситуация вскоре после взлета ВС.


Летный план – маршрут, предназначенный для капитана ВС, для следования по нему. Воздушные трассы по которым нужно следовать.


Контролируемый а/д - а/д на котором обеспечено диспетчерское обслуживание. Воздушное и наземное.


Контролируемое воздушное пространство – воздушное пространство установленное в размерах, в пределах которого обеспечивается диспетчерское обслуживание в соответствии с классификацией воздушного пространства.


Контрольная точка а/д – точка, определяющая место положение а/д в выбранной системе координат.


Полет по ПВП (Правилам Воздушного Полета) – полет по ПВП.


Полет по ППП (Правила Полета по Приборам) – полет по ППП.


Перрон – часть а/д предназначенная для размещения ВС, посадки-высадки, загрузки-выгрузки и технического обслуживания ВС.


Площадь маневрирования – часть а/д исключая перрон, предназначенная для взлета, посадки и руления ВС.


Летное поле (ЛП) – часть а/д на которой расположено ВПП, рулежные дорожки, перроны и площадь специального назначения.


Летная полоса (Лп) – это часть летного поля а/д, включающая ВПП и концевые полосы торможения.


ВПП – часть летной полосы а/д, предназначенная для обеспечения разбега при взлете и пробега при посадке для ВС.


Концевая Полоса Торможения (КПТ) – часть ЛП прилегающая к ВПП, предназначенная для удерживания нагрузки от ВС, без повреждения его конструкции.


Рулежные дорожки – часть ЛП специально подготовленная для руления ВС.


Место стоянки (МС) – подготовленная площадка на а/д, предназначенная для размещения ВС в целях его обслуживания.