1. Понятие и сущность маркетинга


Маркетинг возник из реальных потребностей самой жизни. Некоторые элементы маркетинга (например, цены и реклама) имеют более чем тысячелетнюю историю. Как дисциплина маркетинг сформировался сравнительно в конце ХIX начале ХХ веков. Вместе с тем, маркетинг является своего рода философией управления рыночной деятельностью предприятия, направленной на удовлетворение потребностей. Само понятие “маркетинг” разные авторы трактуют по-разному. Ныне выдвинуто уже более 2000 определений. В основе понятия “маркетинг” (англ. мarket) лежит термин “рынок”. Это понятие в наиболее общем виде подразумевает рыночную деятельность.Следует серьезно отнестись к мнению некоторых специалистов, что МАРКЕТИНГ – искусство. Это означает, что Маркетинг не дает конкретных решений: теория и опыт Маркетинга учат методике принятия решений. В этом случае замечательную помощь могут оказать аналогии из других процессов и областей практики.  Концепция маркетинга ориентируется на создание потребительской удовлетворенности в качестве основы для достижения целей организации. Что же касается концепции социально-этического маркетинга, то она является дальнейшим развитием маркетинговых идей в условиях усложняющейся социально-экономической и экологической обстановки. Приверженцы этой концепции дополнительно проверяют свои решения сопоставлением благ и выгод для потребителя тем влиянием, которое оказывает деятельность фирмы на окружа­ющую среду при ситуации нехватки природных ресурсов, ухудшения экологической обстановки. Концепция социально-этического маркетинга требует сбалансированности трех факторов: прибыли фирмы, потребностей покупателей и интересов общества.

Рекомендую всем книгу "Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах", качайте )) Также есть в нашей библиотеке, заказать ЗДЕСЬ

С развитием человеческой цивилизации появилось понятие рынка, который отделил друг от друга производителя товаров и покупателя. Между ними появились другие участники. Схема отношений и весь процесс движения товаров чрезвычайно усложнился и это постоянно продолжается. Но два главных участника продавец и покупатель остались. Их интересы не только не совпадают, но, более того, во многом противоположны. Для продавца важнейшими являются: достижение большей прибыли и общественная репутация «хорошего производителя», для покупателя — доступность цены и наличие таких необходимых качеств товара, чтобы им можно было удовлетворить определенную потребность. 


На протяжении всего своего существования наука о маркетинге не стояла на месте. Она развивалась, и в ходе этого процесса прошла три этапа, которые мы называем маркетингом 1.0, 2.0 и 3.0. Многие компании и по сей день пользуются маркетингом 1.0, некоторые уже перешли на маркетинг 2.0, и лишь немногие начали осваивать маркетинг 3.0.
В гражданской авиации понятие маркетинга появилось в 50-60 годах прошлого века. Пришло оно в тот период, когда стал быстро расти объем авиационных пассажирских перевозок, а в ряде стран произошли законодательные нововведения. На рынке перевозок возникла конкуренция различных авиакомпаний и появилась потребность в специалистах - маркетологах.

Комплекс маркетинга – совокупность практических инструментов адаптации фирмы к рыночной ситуации и мер воздействия на рынок. Хороший комплекс маркетинга способствует завоеванию фирмой прочных рыночных позиций. Концепция комплекса маркетинга была предложена в 1964 году Нейлом Борденом.

Классический комплекс маркетинга включает 4 элемента и носит название модель 4P (по первым буквам элементов):
·        товар (Product);
·        цену (Price);
·        сбыт или товародвижение (Place);
·        продвижение или коммуникации (Promotion).

Составляющие модели 4P
Товар
Цена
Сбыт
Продвижение
·      Дизайн
·      Упаковка
·      Марка
·       Качество и конкурентоспособность
·    Цена реализации
·    Скидки
·    Надбавки
·    Кредитование
·    Условия оплаты
·      Каналы товародвижения
·      Транспортировка
·      Складирование
·      Реализация
·      Реклама
·      Стимулирование сбыта
·      Персональная продажа
·      Связь с общественностью
Товарная политика
Ценовая политика
Сбытовая политика
Коммуникационная политика
·         Ассортиментная политика
·         Инновационная политика
·         Брендинг
·         Сервисная политика
·     Ценообразование
·     Кредитование
·     Ценовое стимулирование
·     Спонсорство
·     Имидж
·         Политика продаж
·        Логистическая политика
·      Рекламная политика
·      Политика неценового стимулирования
·      Политика персональных продаж

Основное отличие рынка XXI века от рынка традиционного и современно­го — в том, что он становится интерактивным рынком. Информация и знания движутся в обоих направлениях: от продавца к потребителю и от потребителя к продав­цу. В то время как традиционный и современный рынки контролируются компаниями-участницами рынка, на рынке XXI века этот контроль будет по­делен с клиентами. 
Причину этого сдвига легко объяснить развитием интернет технологий.  Власть на рынке является результатом получения и использования информационных техно­логий — информации о рынке и технологии приобретения или использова­ния этой информации. По мере того, как потребитель получает все больше и больше доступа к информации, знаниям и технологии, власть переходит от продавца или канала к потребителю. 
В этих условиях возрастает значение такого явления как репутация компании  или GoodWill. Гудвил нематериален, о его наличии или отсутствии можно судить лишь по практике работы бизнеса. Это  символический капитал, который приносит вполне реальные дивиденды. 
Репутация фирмы является кредитом, основанным на вере и признании, точнее, на бесчисленных кредитных операциях, с помощью которых агенты наделяют человека (или предмет) той самой властью, которую они за ним признают. Репутация или GoodWill  - это прежде всего, общественное мнение по отношению к названиям, стилям, помещениям, товарным знакам, логотипам, проектам, товарам и любому другому материалу любого характера, приложенному или находящемуся во владении или под контролем компании.

Трансакционный маркетинг.  По мере распространения идеи Коуза относительно природы фирмы как совокупности трансакций, получает развитие трансакционной концепции маркетинга. Последний концентрируется на обменных операциях  между покупателями и продавцами и характеризуется ограниченными коммуникациями и слабыми связями сторон. Главная его цель - соблазнить покупателя низкой ценой, упаковкой, поощрением или сопровождающими покупку удобствами.


Relationship Marketing. Термин появился почти одновременно в сфере промышленного маркетинга и маркетинга услуг.  Концепция маркетинга взаимоотношений востребована компаниями, которые не могут получить конкурентные преимущества только за счет комплекса маркетинга. В этом случае конкурируют уже не столько компании производители, сколько системы взаимодействия в целом. Акцент делается на коммуникации, направленные на установление долгосрочных отношений с покупателями и партнерами в процессе коммерческого и некоммерческого взаимодействия с ними.