11. Конкуренция

 Под конкуренцией  понимаются условия, которые превалируют на рынке, где соперничающие контрагенты (продавцы между собой, продавцы и покупатели; покупатели между собой) стремятся увеличить свою прибыль за счет друг друга. Конкуренция выражается в столкновении спроса и предложения. Продавцы и покупатели тянут цену — каждые — в свою сторону. Одновременно конкурируют между собой продавцы (производители), а также и покупатели.



ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — конкуренция, возникающая при наличии других товаров, способных удовлетворить аналогичные запросы потребителя.

ВИДОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — конкуренция, относящаяся к различным разновидностям товаров, которые могут конкурировать друг с другом.

МЕЖФИРМЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — конкуренция, охватывающая фирмы, конкурирующие на основе производства аналогичных товаров или предоставления им аналогичных услуг.


Совершенная конкуренция
Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:
§  Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;
§  Реализуемые каждым производителем товары являются однородными;
§  Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;
§  Продавцы действуют независимо друг от друга;
§  Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.
Последнее условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации, и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями.
Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.
Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к  пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.


Несовершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция  существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий.

 В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. 



Средствами в конкурентной борьбе компаний за улучшение своих позиций на рынке выступают, например, качество изделий, цена, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информация через рекламу.





Конкурентоспособность товара - решающий фактор его коммерческого успеха на рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкурентным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама), но кроме того и по уровню затрат потребителя за время его эксплуатации.

 Андерсон К. Длинный хвост. Новая модель ведения бизнеса. ССЫЛКА

Показатели конкурентоспособности авиакомпании.

Показатели конкурентоспособности
1)  Процент занятости кресел, то есть отношения количества перевезенных пассажиров к общему числу имеющихся мест (кресел); 
2) Производительность парка воздушных судов, то есть отношения пассажирооборота авиакомпании к общему количеству эксплуатируемых воздушных судов; 
3) Производительности труда работников авиакомпании, то есть отношения выручки от реализации к затратам на оплату труда; 
4) Регулярность выполнения полетов, то есть процентного отношения рейсов, которые вылетают вовремя или с менее чем часовым опозданием в общем количестве рейсов авиакомпании; 
5) Частоты полетов, то есть отношение количества полетов авиакомпании по всем маршрутам к общему количеству рейсов авиакомпании; 
6) Средний возраст парка воздушных судов. 

Так же имеются и эксплуатационные показатели работы воздушного транспорта, в которые входит часовая производительность, скорость движения, годовой налет часов.
Самый важный показатель в работе авиакомпании - экономический. Экономический показатель включает в себя выручку, доходы, расходы и себестоимость, рентабельность